Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №20«Чебурашка» созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные учебные кабинеты в детском
саду отсутствуют. Образовательная деятельность в том числе воспитанников с ОВЗ
и детей инвалидов, проводится в групповых помещениях.
Пространство организовано таким образом, чтобы было
достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в том
числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой
мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и
детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом
размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной,
самостоятельной деятельности дошкольников.
Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в
том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая
современными требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в
группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и
способствует развитию личности дошкольника.
Предметно-пространственная среда в группах постоянно
обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много
разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и
детей-инвалидов.
Дошкольники должны много двигаться, поэтому в
помещениях каждой возрастной группы имеется всё необходимое для развития
двигательной активности детей.
Разнообразное оформление
приёмных комнат, групповых, спален помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее
адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную
атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий с воспитанниками с
ОВЗ и детьми инвалидами в учреждении
используются: групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты
учителя-логопеда. дефектолога и педагога-психолога.
Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и
праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, фортепиано, аккордеоном,
сабвуфером, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется.
Кабинеты учителя-логопеда, дефектолога,
педагога — психолога приспособлены как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий. В кабинете имеется необходимый дидактический материал. Кабинет
имеет специальное оборудование:
зеркала, дидактические игры, раздаточный
материал и наглядные пособия для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми
на развитие звукопроизношения, внимания, памяти. В кабинете накоплены и хранятся документы
учителя-логопеда, дефектолога и педагога – психолога, протоколы диагностических
обследований.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
детском саду отдельного помещения библиотеки нет,
литература находится в методическом кабинете, у воспитателей в групповых
помещениях. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,
справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в
соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
В методическом кабинете имеются: компьютер, принтер, сканер,
стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей,
дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной
деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
В групповых помещениях также имеются: стеллажи
для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный
и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе,
с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду
созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования
основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду
имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые
для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование –
гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;
спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки
гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал
обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ.
Имеется
адаптированная программа для работы инструктора по физической культуре с
воспитанниками.
Для подгрупповой и индивидуальной
работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с амблиопией и косоглазием, тяжелыми
нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной
сферы) используется различный инвентарь, в том числе, мягкий. Оборудование и
инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На
улице нет специальной спортивной площадки для детей с ОВЗ, но прогулочные
участки адаптированы для проведения занятий физической культурой и спортом, в
том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочные площадки каждой возрастной
группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наша
дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для
проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и
детьми-инвалидами:
• игровым и учебным оборудованием
(игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.),
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики
и др.),
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и переносной), магнитофонами,
интерактивными панелями, музыкальным центром и др.
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации
образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и
достаточности для организации образовательной, коррекционной работы,
методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей с ОВЗ и детей -инвалидов:
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и
детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ
оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, ноутбуки,
факс, принтеры, сканеры, музыкальные центры, ламинатор, фотоаппарат,
интерактивное оборудование: интерактивный стол, проектор, доски. Имеется
коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от
потребности ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Территория ограждена забором высотой 1,5 м, имеется
одна односторонняя калитки на навесных петлях, распашные ворота на жестком
креплении.
По всему периметру установлено видеонаблюдение, в здании
установлена автоматическая пожарная сигнализация
системы «НОРД».
Вход на территорию оборудован прозрачной калиткой. Для проезда инвалида на
кресле-коляске ширина прохода на огороженную территорию 0,9 м. На пути движения отсутствуют
турникеты и другие устройства.
У одного из входов в здание предусмотрен
бетонный съезд для колясок с шероховатой поверхностью.
Ширина проходов составляет 1,2 м. Дверные проемы в помещения, неимеют порогов и перепадов высот пола.Края ступеней отмечены противоскользящей контрастной полосой желтого цвета.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие
подъемников.
Специальные условия питания
В детском
саду организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотнённый
полдник) соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и
дети-инвалиды питаются совместно с другими воспитанниками.
В каждой группе вывешивается меню на
каждый день, подписанное заведующим детским садом. Меню сбалансировано по
белкам, жирам, углеводам, выведены калории.
Ежедневно берутся суточные пробы для
контроля качества и выполнения норм питания. Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с
цикличным десятидневным меню
Соблюдение санитарно – гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы все условия для
охраны здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Организацию
оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и
детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере
здравоохранения.
В учреждении имеется лицензированный
медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры,
процедурный кабинет, палата-изолятор). Медицинское обслуживание воспитанников
организовано квалифицированными медицинскими работниками МБУЗ РБ №3
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание в детском саду
уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по
сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей, путём:
• оптимизации
режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
• осуществления
профилактических мероприятий;
• контроля
за физическим и психическим состоянием детей;
• проведения
закаливающих процедур;
• обеспечения
условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирование
у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Основная коррекционно-развивающая и
оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в
комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в
соответствии с его возможностями. Для оказания психолого - педагогической
помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка,
которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе
в коррекционной работе.
Каждый педагог в образовательной и
свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно -
развивающие задачи. Как правило у детей с ОВЗ изменен мышечный тонус,
инструктор по физической культуре особое внимание уделяет упражнениям на осанку
и активное расслабление, и напряжение мышц (в зависимости от диагноза). Разная
амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту
дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи,
артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму
требуется больше кислорода, однако дети с тяжёлыми нарушениями речи при
выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для
таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над
физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох
длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной
ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и
оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения
речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта. Соответственно возникает необходимость проведения
комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая
включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую
гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций
(внимания, памяти, мышления).
В течение
года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности
каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия
для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в
свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое
оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры,
физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные
игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество
инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала
позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья
воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости
детей и повышение двигательной активности
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ
воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам к сети Интернет не предоставляется.
Педагоги
ДОУ имеют доступ к информационным системам и информационно –
телекоммуникационным сетям ежедневно и используют полученную информацию при
проведении непрерывной образовательной деятельности, в процессе индивидуальной
и коллективной работы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных образовательных ресурсов, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у детского сада нет. Доступ обучающихся
к электронным ресурсам не предусмотрен.